Дмитрий Боляков (dimabolyakov) wrote,
Дмитрий Боляков
dimabolyakov

Чёрно-белые иллюзии



Лжецы и манипуляторы пытаются разделить мир на черное и белое. Это ставит людей в ситуацию мучительного выбора, заставляет занять радикальную позицию, что приводит к войнам. Ярким примером подобного приема является игра «Я -Шарли, я не Шарли». Людям предлагают примкнуть либо к бесчеловечным циникам, либо к фанатичным исламистам, которые к исламу никакого отношения не имеют. Заняв любую из сторон, человек совершит преступление одновременно и перед светским гуманизмом и перед религией.Если останется в стороне от конфликта, то не будет принимать активного участия в жизни. Странный выбор: пустота или сумасшествие, безликий офисный работник или фанатик. Выбор между такими противоречиями, как польза и удовольствие, чувства и разум, нравственность и выгода, красота и практичность, казалось бы, будет вечно испытывать людей. Однако лучшие умы были направлены на решение этих задач, и кое-что открыли. Но их достижения сняли с повестки дня. Сложное единство противоречий, к которому человечество двигалось через войны веками, намеренно упростили.

Упрощенная постановка вопроса в долгосрочной перспективе обрекает на поражение. Во время перестройки столкнули интересы тех, кто хочет «пожить» и тех, кто заставляет всех горбатиться ради общественных интересов. А потом оказалось, что плотские удовольствия без нравственности превращаются в скотское безнадежное существование, которое наказывает сама природа человеческая. Абсолютная нравственность без связи с земной жизнью превращается в монастырь. Эти искусственно созданные крайности нам пытаются навязать.

Либералы приняли примитивную форму и воспели личную выгоду как двигатель прогресса. Это привело к грызне за место под солнцем, гедонизму и к тому же скотству. Коммунистов обвиняют в ограничении прав представителей богемы и бизнесменов. Для начала, необходимо изъять знак равенства между идеей и ее исполнением. Люди не меняются в один день после провозглашения благих целей, а во время бурлящих перемен вся мерзкая пена, таящаяся в глубине, имеет свойство всплывать на поверхность. Так что же говорили наши предшественники, становясь на путь коммунизма?

Описывая мучительный выбор между эгоизмом и альтруизмом, коммунисты мыслили намного сложнее. В определении этики в Большой Советской Энциклопедии эгоизм не противопоставляли альтруизму, а хотели снять противоречие между этими естественными человеческими качествами. Говорили об адекватном сочетании личных и общественных интересов, так, чтобы однажды привести их к единству, ведь гармонично утроенное общество дает возможность индивиду направлять свою энергию не на борьбу с врагами, а на созидание. Вот какой «Кубик Рубика» собирали наши предшественники на пути к общечеловеческому счастью.

Цитата из определения этики в Большой Советской Энциклопедии:
«Марксистская этика стремится преодолеть и другие традиционные альтернативы моральных учений — гедонизма и аскетизма, эгоизма и альтруизма морали спонтанного стремления и ригористической морали долга.

Раскрывая истоки этой альтернативы, заключенные в противоречивой природе антагонистического общества, наличии в нем противоположных интересов, марксистская этика ставит эту проблему не в моралистическом плане нравственной проповеди наслаждения или аскетизма, а в социально-историческом плане практического устранения их противоположности как абсолютной и универсальной. „...Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренней идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой“. Выбор между выполнением внешней обязанности и осуществлением внутренней потребности должен всегда совершаться в зависимости от решения другого вопроса — нахождения наиболее адекватных путей сочетания в каждом конкретном случае общественных и личных интересов, так чтобы в конечном итоге вырисовывалась историческая перспектива приведения их к единству.

Движение к этой цели и является нравственным оправданием самопожертвования, необходимость в котором возникает в противоречивых и кризисных ситуациях. Таков путь к научному, марксистскому решению проблемы гуманизма.»
Tags: альтруизм, эгоизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments