Дмитрий Боляков (dimabolyakov) wrote,
Дмитрий Боляков
dimabolyakov

Categories:

Будет ли попкорн в космосе?



В День космонавтики я услышал разговоры по радио про еду космонавтов, о бытовых условия в космосе, об их семейной жизни и так далее. Зачем же ведущие молчат о главном? Неужели современного слушателя волнует комфорт в космосе? Наши космические проекты были пропитаны идеями благого восхождения человечества. Это был не просто полет, а полет к светлому будущему, где удастся прийти ко всеобщему взаимопониманию, мощные машины будут служить прекрасной природе и человеку. Но со смертью СССР к нам пришло другое будущее, где человек стал придатком машины, природа — её кормом, а всеобщее взаимопонимание осталось лишь на страницах научной фантастики.Именно эти вопросы должны быть на повестке Дня космонавтики. Но «разговор на эту тему портит нервную систему», так как придётся вспомнить и о предательстве этих идеалов, которое произошло в 90-х, а значит — сделать выводы и изменить курс.

Вместо этого мы будем слышать о любви к Гагарину, а по соседнему каналу о «тоталитарном» СССР. Будем праздновать День Победы, а на следующий день проклинать Сталина. Восхищаться мудростью Ленина и называть Маркса, который был его вдохновителем, английским шпионом. Этот шизофренический патриотизм мы видим по центральным каналам ежедневно, тут не то что дети, взрослые сойдут с ума. Я наткнулся на интервью Фредерика Пола, президента Ассоциации американских писателей-фантастов США, где он очень ясно рассказал о сути полёта советских людей в космос. Уж его-то сложно обвинить в «советской пропаганде»:
«Мое поколение, мужавшее между двумя мировыми войнами, не очень-то рассчитывало на невероятные технические диковинки. Нам казалось, что все уже изобретено до нас. Чего еще было ждать после появления радио, электричества, кинематографа, автомобиля, трамвая?.. Космические путешествия, полеты к другим планетам — все это маячило где-то там, в третьем тысячелетии.

Но вот ясным днем 12 апреля 1961 года над Землей воспарил наш собрат Юрий Гагарин — и словно раскрыл небесные врата всему человечеству.

Сознаюсь, потрясен я тогда был несказанно. Россия, которая в моем сознании была страной дремучих лесов, медвежьих углов, Россия, потерявшая в борьбе с фашизмом двадцать миллионов лучших своих сыновей,— эта Россия нашла в себе силы первой ступить на звездный путь. Тут было над чем поразмыслить...

Меня как писателя волнуют не только общие закономерности, но и личные мотивы, психологические подоплеки тех или иных поступков. Мне доводилось встречаться с американскими космонавтами. И всякий раз я не мог удержаться от вопроса «зачем». «Зачем вы полетели на Луну?», «Зачем или за чем вы стремитесь в небо?». Не как исполнитель коллективной воли. Не как профессионал. Как личность — зачем?

Возможность испытать себя в критической ситуации. Послужить благородному делу науки. Посмотреть на Землю «со стороны». Конечно, такого рода признания меня не могут удовлетворить вполне. Да, есть извечное стремление в небо, жажда полета. Но не менее сильна и привязанность к матушке-Земле.

Помню, как меня изумила одна мысль Ивана Ефремова (сила таланта которого, на мой взгляд, под стать Уэллсу). Ефремов считал, что скоростной транспорт не только сократил расстояния, но и видоизменил наши представления о планете. Она стала меньше, она сжалась, как спущенный футбольный мяч, все наши глобальные радости и беды предстали как на ладони. Зачем же улетать от этой маленькой Земли, не решив множества насущных ее проблем: социальных, экономических, экологических? Тут полезно вспомнить изречение, принадлежащее, если не ошибаюсь, Плутарху: «Я житель маленького городка и не покину его, чтобы он не стал еще меньше».

Зародыш любой проблемы завтрашнего дня сокрыт здесь, в нашем времени.

Мы не случайно заговорили об энергии, энергетике. На мой взгляд, это одна из самых тревожных нот из увертюры к будущему. Когда недавно у нас в Америке начались нехватки горючего, разразилась паника. Все как-то очень близко и остро ощутили, что аппетиты у нашей промышленной цивилизации растут, между тем как поток энергии оскудевает.

В научной фантастике тема бунта машин против человека весьма распространена. Но это литературный прием, не более. Я думаю, что в действительности подобное вряд ли может произойти. Трудно представить себе сколь-нибудь реальные направления, в которых интересы человечества и интересы машин могут войти в конфликт. Даже если машина сумеет развить свой собственный разум, вряд ли могут создаться условия для противоборства. Разумеется, теоретически угроза существует, но она не очень вероятна. Что же касается влияния машин на человеческую жизнь, то тут мы столкнулись с достаточно серьезной проблемой. Точнее: самой грандиозной проблемой человеческого сознания.

Вот, например, в Соединенных Штатах у многих молодых людей студенческого возраста появляется ощущение, что их личность разрушается до таких пределов, что они становятся придатками к машинам. Им кажется: когда они поступают в университет, вся их жизнь как бы наносится на перфокарты и засовывается в компьютер. Подобное обезличивание пробуждает чувство отчужденности между людьми, отстраненности от активной деятельности на благо общества, а порою приводит к психическим расстройствам.

Я думаю, причина такого обезличивания достаточно ясна: мы еще не научились правильно использовать машины. В загрязнении окружающей среды виноваты не моторные лодки и реактивные самолеты — люди, управляющие ими. Так что будем рассчитывать на ум, волю, чувство меры наших потомков. Я надеюсь, что наши дети научатся обращаться с машинами гораздо разумнее, чем мы. Доброе согласие между ними, возможно, послужит основой их взаимного бессмертия.

Несколько лет назад один американский ученый высказал предположение, что все мы могли бы жить бесконечно, если бы того захотели. Достаточно незадолго до смерти заморозить человека при достаточно низкой температуре. Потом его можно оживить — хоть через 200 лет, хоть через 5000. Можно не сомневаться, что к моменту оживления земная медицина достигнет таких высот, что «оттаявший» человек будет практически бессмертен. Признаться, я как фантаст восхищен подобными намерениями, хотя слабо верю в успех столь «строгих» научных экспериментов.

По-моему, и так достаточно ясно, что человеческая жизнь уже продлена весьма значительно: за последние 500 лет она возросла почти вдвое. Я не знаю, есть ли пределы этому росту, но кто поручится, что уже наши дети или внуки не будут жить по 150–200 лет? Конечно, могут быть значительные последствия — психологические, этические, демографические, наконец. Но и без того людской род размножается очень быстро. Я думаю, что проблема долголетия, долгожительства разрешится сама собой, если мы решим другие главные проблемы человеческого общежития.

Мы живем на очень маленькой планете, и мы эту планету эксплуатируем, расходуем. Я также полагаю, что одна из самых больших надежд на будущее лежит именно в космических путешествиях. Не сомневаюсь, мы отыщем другие обетованные земли, мы сможем их заселить. Мы создадим искусственные планеты. Это даст человеческой расе больше чувства уверенности в будущем. Я думаю, сколь бы ни были трудны нынешние проблемы, мы найдем пути их решения. А самый лучший путь поиска оптимального решения — это работать вместе. Сообща, заодно. Мы это делаем в научной фантастике, мы это делаем в космосе, мы это делаем во многих областях науки. И все это только начало. Но я абсолютно уверен в том, что мы разгадаем секрет Всеобщего Взаимопонимания. И тогда воплотится в явь мечта вашего великого соотечественника Константина Циолковского о том, чтобы простереть земные границы до самых дальних звезд.»
Tags: День космонавтики, Космос, Фредерик Пол
Subscribe

  • Нерентабельная мечта

    Когда СССР впервые в мире отправил человека в космос, все советские граждане чувствовали себя причастными к этому великому событию. Поколение,…

  • 0 км/ч: Зима Блю. Любовь, смерть и роботы

    Аромат позабытой мечты побуждал Зиму Блю к творческому поиску. Он дошёл до космических масштабов, но истина оказалась в принятии своего…

  • 0 км/ч: Рыбная ночь. Любовь, смерть и роботы

    Любовь, смерть и роботы является цельной антологией, показывающей главы единой философской системы. В «Рыбной ночи» за простым сюжетом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments