Дмитрий Боляков (dimabolyakov) wrote,
Дмитрий Боляков
dimabolyakov

Category:

0 км/ч: Свидетель. Любовь, смерть и роботы



Я возьмусь изложить своё понимание самой загадочной короткометражки «Свидетель» из антологии «Любовь, смерть и роботы». Эпизод о роковом круговороте в отношениях между мужчиной и женщиной. Только немного сложнее. Это — главная тема в мировой классике. Условно можно разделить её на три уровня.

Первый — это реальность, вся сложность взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Второй — подсознательная борьба между страстью и совестью или представлением о долге, которое исходит от духовного отеческого начала. Третий — история космических глубин или древняя история о сотворении мира и человека (можно назвать этот уровень духовным). Якобы сотворение как раз и произошло при «запретном» союзе двух непримиримых начал — косной тёмной материи и некоторой эманации духа.

Кто-то спустился туда, куда не следовало. Нечто спящее и беспредельно хищное пробудилось в глубинах космоса, началась бесконечная череда поглощений и рождений... Результатом таких похождений стал человек. Данную трактовку и некоторые другие мысли я взял из романа Томаса Манна «Иосиф и его братья», в котором объясняются мироздание и библейские сюжеты.

Это не значит, что мужчина несёт светлое начало, а женщина — тёмное, оба начала есть в обоих полах. Борьба также идёт внутри каждого человека. Важно отметить, что тёмная материя очень сложна как субстанция и за ней тоже кроется некоторый предвечный дух.

Три области столкновения начал, конечно же, неразрывно связаны. Подсознательные миры могут оказаться не так уж далеко от космических, а человек — это «пуповина» между двумя началами. Есть даже экзотические мнения физиков, где человек — это изнанка вселенной, а вселенная — изнанка человека. Есть и религиозные тексты на эту тему, в общем-то, многие об этом говорили.

Классические произведения, в отличие от плоских выдумок, содержат всю эту глубину и духовный уровень, не обязательно именно в такой трактовке, но она мне кажется наиболее верной, да и Томас Манн является общепризнанным специалистом высочайшего уровня. Это, например, оперы «Кармен» Жоржа Бизе и «Аида» Джузеппе Верди; это также истории Париса и Елены, Адама и Евы, да и многое другое.

На этой почве создано много рассказов про тёмные начала — о девочке из мира мёртвых или о чёрной монахине. Снежная королева тоже является этой ипостасью.

Яркими примерами из фильмов являются «Сайлент Хилл» или «Звонок», где маленькие девочки, подозреваемые в колдовстве (одна сожжена служителями Бога, другая брошена в колодец), долгое время томятся в подземелье, а потом выходят на поверхность и всем мстят. Ведьмы якобы являлись проводниками тёмного матриархального начала — предвечного духа, и именно поэтому с ними так беспощадно расправлялась инквизиция.

Здесь дело не просто в ереси, тёмный матриархат является главным антагонистом и для иудейства, и для христианства. Это не какой-то там дьявол, который существует внутри божественного мира, а предвечная тьма, существовавшая до сотворения мира, а значит, является как минимум равносильной божественному миру и представляет огромную опасность.

В тёмном матриархате и в проводящих его гностических религиозных течениях пол не имеет значения. Там всюду андрогинность, одни и те же боги могут изображаться и мужчинами, и женщинами, противоречия в этом нет, потому что они несут в себе оба начала.

Некоторые сериалы на Netflix и HBO реабилитируют матриархальные корни, которые патриархальной культурой, и в особенности Ветхим Заветом, были сброшены как та девочка в «колодец истории» и загнаны в подсознание.

Важно, что атака идёт не просто на патриархальные авраамические религии, а на мужское начало в целом. Мужчины представлены как собственники, эксплуататоры и разрушители и не без оснований. Серии «Преимущество Сонни» и «Хорошей охоты» имеют эту направленность, но с интереснейшими завихрениями и переплетениями трансгуманизма и зооморфизма.

Сюжет столкновения духовного и природного начал многогранен. Есть и противоречие между безусловной материнской любовью и строгой отцовской; в других сюжетах («Кармен», «Аида») мужчина разрывается между любовью к женщине и долгом перед отечеством; есть предсвадебное похищение души (царевны) злом и контрпохищение добром в фольклоре.

Даже суперсюжеты о всемирной катастрофе (потоп), о поиске прекрасных миров (поиск «райского сада») и фантастика о всесильности научного прогресса (строительство Вавилонской башни) неразрывно связаны с сюжетом о запретной любви.

Михаил Лермонтов написал о притяжении мужского и женского начал два прекрасных стихотворения: «Русалка» и «Морская Царевна». Там они тянутся к друг другу, но в одном гибнет витязь, в другом — русалка. Любят и губят...

Вы уж извините за кашу из топора, но только сценаристы и режиссёры мирового уровня не могут всего этого не знать. Поэтому я буду трактовать эту серию исходя из сложности сюжета, который я очень поверхностно описал. К тому же, по моему мнению, поздний Голливуд, Netflix и HBO являются идеологизированными фабриками грёз — они последовательно, с разных сторон занимаются проблематизацией мира Бога-Отца. И этот ролик очень хорошо передаёт новое мировоззрение.

Обратите внимание, что всё в нём нереалистично: пустые улицы, при этом светло, убегающая голая девушка, люди в борделе с закрытыми лицами, андрогинная хозяйка, мужчина в военном кителе с орденами. Слишком много сюрреализма, чтобы свести это просто к истории роковых взаимоотношений. Здесь проглядывается объём. Герой, как условный витязь, гонится за девушкой. Дальше какой-то мистический змееподобный танец, маска, фиолетовый макияж. Очень знакомый образ...

Гонясь за ней, он увлекается развратом в публичном доме, в котором нет лиц, похоже на обезличенную оргию, это почти «дно». Он «растворяется» в оргии, но не до конца. Прервавшись, он снова желает обладать ею на правах мужчины. Такой вот падший, но ещё главный. Важно, что целью чёрных оргий и является разрушение совести, за которым следует разрушение личности, а впоследствии и тела. Ведьмин эротизм разрушает мужчину через совращение, а дальше — как у Греты в серии «За разломом Акила», только в более изощрённом исполнении.

Когда он садится на диван розово-лилового оттенка, ему уступают место две служительницы «храма» со змеиными глазами — одна с синей помадой, другая с красной. Вот совсем смелое предположение: я вспомнил о девице, которая живёт то ли в глубинах космоса на бирюзовой звезде (про это серия «Зима Блю»), то ли во снах. О ней клип Рамштайна Дойчланд. Так вот, она является неразрывным единством льда и пламени, пламя — это огненная страсть, которую она разжигает, так как является царицей очарования, лёд — это холод смерти, которая приходит вместе с запретным наслаждением. На духовном уровне это бесконечная любовь, которая приходит одновременно с безмерным одиночеством, как у Зимы Блю. А может быть, синие и красные губы просто для красоты.



И, внимание! Убегая от него, она случайно прибегает вновь в его квартиру. Как она её нашла? Зачем она туда зашла?

Мне кажется, что он по сути выгоняет её из пространства, где нет греха, так как там не существует совести. Дальше он именно загоняет её к себе в дом, только не ради нравственного спасения, а из-за собственнического инстинкта. Обитатели борделя с закрытыми лицами и чёрные костюмы могут символизировать бессознательное тёмное царство.

Орфей вытаскивает «слепую» Эвридику из ада не из-за похоти. Принц хочет надеть туфельку и спасти Золушку тоже из высших чувств. Иван-царевич вывозит Елену Прекрасную на волке из тёмного леса потому, что любит, и преимущественно духовной любовью. Иначе он сам бы остался на «дне». Тотемную силу предков, то есть волка, с которой ему надо соединиться для победы, без духовной любви он обуздать не может.

Наши сказки несут гуманистическое мировоззрение, а в этой серии мы сталкиваемся с той же формой поднятия «принцессы» из тьмы, но с противоположным смыслом. Он выгоняет её насильно, загоняет к себе в дом, а там начинается взаимное уничтожение, потому что это всё якобы против её естества, она его об этом не просила, да и к тому же ценности его фальшивые. Может быть, если бы его вела духовная любовь и он прихватил бы сброшенные ею туфли, то всё было бы иначе.

...Только не в этой традиции. Гностики считают этот мир злым творением. Создание форм, разделение на свет и тьму, мужское и женское, добро и зло — это всё есть акт творения злого бога. Это причина бесконечных трагических столкновений несовместимых начал. Якобы до творения все начала пребывали в глубинах космоса в гармоничном единстве. Ну а в нашем мире они будут всю жизнь бегать по кругу между квартирами и борделями и уничтожать друг друга.

Логичен вопрос — а почему эти начала уничтожают друг друга? Ведь живут же мужчина с женщиной в семье? А потому что не всё так гладко, баланс здесь невозможен, так как если оба начала идут на уступки, то они как бы оба теряют свои главные свойства. Дух — своё бескомпромиссное, накалённое, созидательное восхождение. Материя — свою дикую силу, очарование и плодовитость.

Мужчина хоть и номинально главный, но уже духовно не совсем мужчина, так как своё духовное предназначение оставляет в угоду жизненной необходимости и страстям. А женщина чувствует себя обманутой, потому что её подчинили, выдали замуж, обуздали в ней дикое начало очарования, но муж оказался не умнее её, не совсем лебедь, не воин духа, а её глубинная суть требует зачатия от настоящего лебедя, ей нужен витязь, а не половинчатый кабинетный клерк. Половинчат и наш герой, который бегает в кителе с орденами по борделям.

В общем, лебедя подрезали, он не летает, и она не может произвести настоящее зачатие, её кровь льётся впустую. Людоедский круговорот жизни не оправдан великим союзом, женщина приходит в бешенство, становится ведьмой и начинает мстить. Вот такое противоречие, которое остаётся при гуманистическом разрешении коллизии.

Так что, по моему мнению, эта история показывает не конкретные отношения между мужчиной и женщиной, а фундаментальную обречённость. Здесь есть подсознательный и духовный уровни, с описания которых я начал пост. А вот реальность серии сомнительна, так как она отражает, скорее, образ реальности из мира снов.

В прекрасной серии «За разломом Акила», которую я описывал ранее, смысл открыт, много красноречивых образов и в анимационном фильме, и в тексте у Рейнольдса. Герой по сути теряет свою нравственность и погибает, он идёт до конца и не прерывает «растворение». При таком выборе человек, как и человечество, будет вечно всё забывать, просыпаться и ходить по кругу, если, конечно, в нём не победит духовная любовь к ближнему. А вот в «Свидетеле» Альберто Миэльго не дал никаких диалогов, только очень сильные образы, поэтому я не могу утверждать несомненность такой трактовки — это лишь моё видение.

Прошу не приравнивать моё описание мироздания к дуализму, у Томаса Манна всё сложнее, есть ещё и душа, которая не тождественна духу. Главная борьба между началами, особенно в русской сказке, идёт именно за душу, а в ролике я увидел, скорее, дуалистическое противоречие. Вряд ли кто-то из таких «героев» думает о спасении души.
Tags: 0 км/ч, Любовь смерть и роботы, Свидетель, разбор, смысл
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments